Концепция через систему показателей качества операционализирует требования Закона об образовании, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, профессионального стандарта педагога-дефектолога и других нормативных документов, переводит их требования в формат, позволяющий измерять степень реализации требований данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Концепция МКДО определяет требования к механизмам, процедурам и Инструментарию мониторинга. Мониторинг, реализуемый в соответствии с установками
Концепции МКДО, позволяет повысить прозрачность образовательной системы для всех заинтересованных лиц, включая семьи дошкольников и широкую общественность.
МКДО — развивающая и развивающаяся система. Рособрнадзор ежегодно изучает результаты проведения мониторинга, проводит общественно-профессиональные обсуждения его особенностей и последовательно совершенствует Концепцию МКДО, механизмы, процедуры и Инструментарий.
МКДО позволяет повысить эффективность управления качеством дошкольного образования на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровне, создает доказательную основу для развития всей системы дошкольного образования Российской Федерации.